От создателей "если не знаешь, что сказать - лучше промолчи" из серии "о наболевшем".


Почему-то некоторые люди считают, что после каждого изречения персонажа должно идти какое-то описание, пояснение его действий. Не спорю, хорошо написанное пояснение придает эмоциональную окраску диалогу. Но ключевое слово здесь всегда начинается на "Х", и не всегда это слово означает положительный результат. Если описания сделаны х*ево, то и весь диалог летит к чертям. Вот небольшой пример.

Двое стояли на берегу реки и смотрели, как отражение белой луны лениво колыхалось в темной воде.
- Что-то ты притих, - сказал Том, не глядя на друга. Отвести взгляд от подернутой рябью поверхности он был не в силах, очарованный переливающимися отблесками.
- Холодно, - тихий голос Джека дрожал. - Может, пойдем уже?
- Нельзя.
Джек шмыгнул носом и, засунув руки в карманы, вжал голову в плечи.
- Так и окочуриться недолго. Вот подохнем мы тут, и как тогда расскажем о том, что видели, а?
- Сказали ждать, значит жди, - Том бросил на приятеля встревоженный взгляд. "А вдруг и правда окочурится?" Джека била крупная дрожь, и он, пытаясь хоть как-то согреться, начал приплясывать на месте. "Скорее, пожалуйста, скорее!" - сам не зная кого мысленно попросил Том и вновь устремил взгляд в даль, туда, где река сливалась с горизонтом.


Двое стояли на берегу реки и смотрели, как отражение белой луны лениво колыхалось в темной воде.
- Что-то ты притих, - сказал Том, не глядя на друга.
- Холодно, - ответил Джек. - Может, пойдем уже?
- Нельзя, - произнес Том.
Джек шмыгнул носом и, засунув руки в карманы, вжал голову в плечи.
- Так и окочуриться недолго. Вот подохнем мы тут, и как тогда расскажем о том, что видели, а? - жалобно сказал он.
- Сказали ждать, значит жди, - отозвался Том. "А вдруг и правда окочурится? Скорее, пожалуйста, скорее!" - мысленно попросил Том и вновь посмотрел на речку.

Да, конечно, во втором отрывке тоже присутствует некоторое разнообразие типа "сказал", "ответил", "произнес" и так далее, и все же, описания получились сухими и бессмысленными. Если их убрать - хуже не сделается точно. Именно такие описания я и имела в виду, когда говорила о том, что если не знаешь, что написать - лучше не писать вообще ничего. Особенно если по сюжету двое трое четверо просто сидят и разговаривают, а автор описывает каждое движение, вплоть до шевеления мизинца на левой ноге проходящего мимо. Комментатор на футбольном матче описал написал бы интереснее. По крайней мере те действия, на которые он обращает внимание, очень даже влияют на сюжет развития событий и, если бы хоть одно из них изменить, то и исход может быть совсем другим. А так, какая разница, закинула девушка левую ногу на правую или правую на левую, если на одной ноге нет шрама, татуировки или как-нибудь отметины, которую героиня хочет либо показать, либо спрятать? Правильно, никакой. Слишком много подробностей тоже плохо, особенно когда они взяты совершенно с потолка и лишь для того, чтобы по-плотнее забить ими рассказ. Осторожнее, так ведь можно его и задушить.

Я не буду говорить, что я всегда пишу самые уместные и интересные описания. Далеко не так. Сказать по правде, я очень люблю бросаться из крайности в крайность: либо у меня глава состоит из текста без речи вообще, либо сплошь из диалогов. И вот мои диалоги меня всегда очень волнуют. А вдруг вышло суховато? А вдруг опять робота выдала? А вдруг то? А это?
Я получаю огромное удовольствие от написания диалогов, хоть и всегда очень болезненно переживаю из-за их оформления.
Но если "свое не пахнет" в своем глазу и бревна не увидишь, то если в работе с хорошим сюжетом отвратительно оформлены диалоги, то впечатление от произведения ухудшается моментально. Зачастую и всякое желание читать дальше отпадает.

И напоследок. Наткнулась недавно на довольно интересную заявку, "только диалоги", из названия которой понятно, что авторам предлагалось написать произведение, состоящее только из прямой речи, и ничего помимо нее. Некоторые работы из тех, что я прочла, были не только весьма приятными, но так же служили хорошим примером того, что иногда отсутствие описания намного лучше, чем неумело написанные механические наборы слов, клонированные из строчки в строчку.

@темы: о наболевшем, диалоги

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии